4x4Experience.ru — 4х4 магазин в Москве

Продажа внедорожного и туристического снаряжения

Оглавление.

  1. Подъем в гору.
  2. Спуск с горы.
  3. Начало движения на склоне после того, как заглох двигатель.
  4. Переворачивание.
  5. Обобщенные выводы, резюме.

1. Каким бы “пониженным” ни был пониженный ряд в раздаточной коробке (РК) Вашего внедорожника, лучше всего при подъеме в гору использовать лебедку. Если это невозможно по каким-либо причинам, то лучше заезжать в гору, которая представляет собой хоть какую-либо сложность, на пониженных передачах. Разумеется, Вы могли бы достичь вершины подъема на первой повышенной передаче, но тогда у Вас не остается в запасе пониженных передач, если они потребуются.

uphill1

Двигаясь на 2-ой или 3-ей пониженной передаче, а не на 1-ой повышенной, вы оставляете на всякий случай возможность переключиться в пониженном диапазоне. Если понижать передачу Вы уже не можете, а двигатель уже не тянет, скатитесь к началу подъема и начните движение заново. Большинство пятиступенчатых коробок позволяют двигаться на пониженном диапазоне со скоростью до 40 км/ч, поэтому Вам не придется постоянно переключаться с пониженного диапазона на повышенный, пока Вы едете от одного холма к другому.

Внедорожники с дизельным двигателем обычно лучше справляются с подъемами и спусками, поскольку у них больше значения крутящего момента в пониженном диапазоне, Это важный параметр для подъема в гору, ровно, как и более высокое сжатие двигателя необходимое для спуска.

uphill2

Однако на длинных песчаных подъемах, где сила сцепления с грунтом низкая и требуется увеличение числа оборотов, преимуществом может сталь более мощный бензиновый двигатель. 

 

2. При спуске с горы Вы всегда должны выбирать пониженный ряд РК, включенный до начала спуска. Чем круче спуск, тем более пониженную передачу необходимо выбирать. Избегайте торможения педалью тормоза на участках движения под гору, поскольку при этом всегда есть риск блокировки колес и стаскивания юзом.

downhill3

Торможение двигателем снижает скорость и не вызывает блокировки колес. Однако, в любом случае, лучше придавливать педаль тормоза, чем пускать внедорожник накатом со свободным ускорением. Давите на педаль тормоза плавно: резкое нажатие может заблокировать колеса.

Зачастую, при спуске с горы склон становится круче, поэтому лучше сразу включить 1-ую пониженную передачу, чем пытаться переключиться на середине спуска.

При переключении на передачу ниже, при спуске, лучше всего очень легко придавливать педаль тормоза в момент выжимания сцепления, поскольку при выжатом сцеплении внедорожник сразу же начинает набирать скорость на свободном ходу.

Гораздо лучше медленно спускаться на низкой передаче, чем начать спуск на высокой, затем переключать передачу, и провоцировать потенциально опасную ситуацию.

downhill1

Внедорожники с автоматической коробкой передач (АКПП) также эффективно могут тормозить двигателем, главное заранее переключится в положение “L”, тем самым ограничив возможность автопереключения коробки на высокие передачи.

 

3. Очень часто при подъеме в гору двигатель может заглохнуть, когда уклон становится слишком крутым. Все начинающие джиперы проходили эту ситуацию, когда передача включена, ключ зажигания в положении ON, но движения нет. Чтобы выйти из этой достаточно тяжелой ситуации, стоя с заглохшим двигателем на подъеме в гору, выполнить правильную последовательность действий, а не просто запустите вновь двигатель как обычно. Cделайте следующее:

  • Поверните ключ зажигания  в положение OFF и сильно нажмите на педаль тормоза.
  • Удерживая педаль тормоза, выжмите сцепление и включите заднюю передачу в пониженном диапазоне.
  • Уберите ногу со сцепления, а затем медленно отпускайте педаль тормоза. Внедорожник сейчас на задней скорости с заглохшим двигателем, что не дает ему скатываться вниз.
  • Убедитесь, что сзади все чисто и нет препятствий движению, запустите двигатель, не нажимая ни на какие педали.
  • Мотор стартера начнет крутить назад, и двигатель запустится.

Автомобиль будет двигаться равномерно при спуске, пока Вы запускается двигатель, убедившись, что все время были на включенной передаче. Если Вы просто запустите двигатель и затем включите передачу заднего хода, это приведет к быстрому отрывистому троганию с места и движению на нейтральной передаче на определенных этапах начала движении.

Техника трогания с места после того, как двигатель заглох, не применима для внедорожников с АКПП, поскольку они никогда не глохнут, а просто теряют передачу на ведущие колеса, когда уклон становится слишком крутым для той передачи, которая включена. Когда это происходит, просто выжмите тормоз, выберите соответствующую передачу и плавно отпустите педаль тормоза.

Менее распространенный метод при заглохшем двигателе в подъеме применяется, если уклон не слишком крутой, и Вы хотите продолжить движение вперед вверх по склону, не теряя сцепления из-за пробуксовки колес.  Этот метод применяется только для механических коробок передач и трансмиссий со сверх-пониженными передачами. Оставляя авто на передаче, и запуская двигатель без нажатия сцепления, Вы спровоцируете движение внедорожника вперед, и двигатель запуститься. После запуска двигателя можно начинать движение вперед. Этот метод вреден для стартера и электрики внедорожника. Его не нужно применять на очень крутых склонах, поскольку электрическая система и стартер могут перегрузиться. Некоторые транспортные средства не запустят стартер, если не выжато сцепление.

 

4. Пользуясь лебедкой, всегда направляйте свой внедорожник строго вверх или вниз по склону. Ни в коем случае не делайте этого при боковом уклоне. Чтобы перевернуться в переднем или заднем направлении, автомобилю нужен очень крутой уклон, в то время как для переворачивания вбок достаточно небольшого угла наклона. То, как уложены вещи на багажнике внедорожника играет важную роль при риске бокового переворачивания. Не размещайте на крыше канистры с топливом или водой, поскольку это значительно поднимает центр тяжести внедорожника и уменьшает угол для переворачивания вбок. Помните, дополнительный вес на крыше внедорожника увеличивает его центр тяжести. Тяжелые вещи нужно всегда помещать как можно ниже и максимально по центру внутри автомобиля. На багажнике оставьте только легкие вещи.

flipthecar

Тип местности также влияет на угол бокового переворачивания. В песке, грязи или на мягком грунте вес переносится на те колеса, которые ниже по склону и утапливает их, таким образом, увеличивая фактический угол наклона. Поэтому тот уклон, который вполне преодолим на твердом покрытии, может повлечь переворачивание внедорожника на мягком грунте.

 

5. На местности с крутыми подъемами и спусками езда, по сути, не отличается от езды по другим видам бездорожья, за исключением некоторых нюансов. Во-первых, Вы должны учитывать, что спуски и подъемы - это, выражаясь по-морскому, большие крены на борта и не менее большие «дифференты» на нос или корму. Соответственно, нужно всегда учитывать углы переворота Вашего внедорожника. Во-вторых, Вы должны будете выбирать передачу для движения так, чтобы двигатель Вашего автомобиля не заглох при подъеме - для начала рекомендую первую пониженную. Короткие подъемы можно преодолевать на более высоких передачах с ходу, если местность и подъезд позволяет это сделать. По возможности рекомендую преодолевать подъемы перпендикулярно склону. Таким образом, тяга, которую смогут развить колеса будет максимально, и Вы сведете к минимуму риск того, что колеса начнут буксовать, машину поставит поперек склона, и она перевернется. Это одна из самых больших опасностей при подъеме. В случае если машину ставит боком, ни в коем случае не надо газовать и буксовать - нужно аккуратно, на тормозах, при включенной задней передаче спуститься вниз и повторить попытку заново. При спусках выбор передачи аналогичен подъему - нужно выбрать такую передачу, на которой Вы бы стали заезжать в такую горку. И аккуратно, тормозя двигателем и рабочими тормозами, спускайтесь вниз. Учитывайте, что спуск может быть опасен, если поверхность земли на нем скользкая, или это слабонесущие грунты - например, не уплотненный песок. При езде на поперечном уклоне (косогор) стоит особенно внимательно относиться к углам переворота Вашего автомобиля. В случае если автомобиль начал переворачиваться - нужно немедленно повернуть руль вниз по склону. При наличии опыта - просите своих пассажиров отвешивать машину. Также можно открыть двери, которые находятся вверху по склону. Также стоит помнить о том, что система смазки двигателя рассчитана на определенные крены. Нужно следить за давлением масла в системе смазки двигателя.

 

Ваша оценка материала очень важна для нас. Просим вас оценить статью или оставить отзыв в комментариях ниже.

 

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (4 Votes)

Комментарии

Мария Алексеенко

Да, переключение передачи при спуске - вещь опасная, риск аварии повышается. Поэтому спускаюсь изначально на медленной передаче, дабы не рисковать.

Алексей

Очень полезно было узнать как действовать в том случае, если машина заглохнет. Полезная инструкция. Самому по горам пока приходилось ездить только в качестве пассажира.
+1

Юра

У меня дизельный двигатель и поднимаясь на гору, я еду только на первой передачи. На второй или даже третьей не пробовал и скорее всего не буду. Тише едешь дальше будешь. Информация о песчаных подъемах помогла. Спасибо.

Добавить комментарий

Защитный код