4x4Experience.ru — 4х4 магазин в Москве

Продажа внедорожного и туристического снаряжения

Вождение автомобиля зимой - нюансы

Вождение зимой - нюансы. Зимняя пустынная дорога.Опасность автомобильных трасс резко возрастает с началом холодного сезона. Дождь, затем наледь и снег понижают эффективность сцепления колес автомобиля с дорожным полотном. Число дорожных аварий ежегодно растет к середине осени и не снижается до конца весны. И с приближением зимы перед каждым автовладельцем встает выбор – поставить машину в гараж до весны или продолжить ее вождение, несмотря на ухудшившиеся дорожные условия. Идти на крайнюю меру – авто на зимней стоянке в гараже – не обязательно, нужно лишь изучить способы управления автомобилем в различных «зимних» ситуациях на дороге и быть готовыми использовать их при случае. А такие «случаи», уж поверьте, на зимней дороге себя ждать не заставят. 

Перед началом поездки

Прогрев автомобиля зимой в наших условиях необходим Зимой на автомобиле должна стоять только зимняя резина Не забываем заблаговременно залить незамерзайку

Убедитесь, что машина подготовлена к эксплуатации в холодный сезон – новая, предварительно обкатанная зимняя резина, исправный и полностью заряженный аккумулятор, рабочие (лучше новые) свечи зажигания, в бачок омывателя залита "незамерзайка". Перед каждой поездкой мотор автомобиля желательно прогреть – на это достаточно выделить 5-7 минут.

Если планируется дальняя поездка, не лишнем будет запастись цепями или браслетами противоскольжения, снеговой лопатой, а также термосом с горячим чаем.

Начинаем движение

Выбранная скорость зимой очень важна. Не превышаем.Оцените состояние дороги в месте парковки. Если авто стоит на обледенелой площадке, то полностью откажитесь от любых разговоров по смартфону – это отвлекает внимание, а его требуется уделить вождению. По ледяной корке, чуть припорошенной снегом, трогаемся на второй передаче, плавно нажимая на педали и двигаясь медленно. Попытки тронуться в «летнем режиме вождения» зимой обычно приводят к неконтролируемому вращению автомобиля – очень просто ударить припаркованные по соседству машины.

Скорость движения

Скоростной режим автомобиля в условиях зимней дороги необходимо поддерживать на безопасном уровне, причем ориентация на требования ПДД здесь не всегда уместна – быстро остановиться на обледенелой трассе при движении даже с небольшой скоростью в 60 км/ч будет крайне сложно. Чтобы определить безопасный скоростной режим, поэкспериментируйте с резким торможением на пустынных второстепенных дорогах: сравните полученную длину тормозного пути с характерной реакцией автомобиля; установите оптимальную скорость и интенсивность нажатия на тормоз, при которых траектория движения машины не меняется.

Безопасная дистанция

Соблюдаем безопасную дистанциюИнтервал между автомобилями, движущимися в потоке по скользкой дороге, необходимо поддерживать вдвое больше обычного. Слой снега и льда вдвое снижают сцепление колес с дорогой, увеличивая путь, необходимый для торможения – соответственно, дистанция от вашего автомобиля, до автомобиля, движущегося впереди должна быть большей, чем при вождении летом. Не следует рассчитывать на современные системы безопасности, которыми комплектуются новейшие автомобили – только значительный интервал защитит вас от аварии, если впереди идущую машину внезапно развернет из-за ошибки, допущенной ее водителем.

Правильное торможение

Начинающий водитель пытается остановить свое авто, резко выжав педаль тормоза. Это действие обычно работает на сухом асфальтовом или бетонном дорожном покрытии, но пытаться резко затормозить на скользкой трассе – занятие крайне опасное. В отсутствии системы ABS, препятствующей блокировке колес, автомобиль с заблокированными шасси будет скользить по сложной траектории не менее 100 метров и неизбежно ударится о транспортное средство, движущееся перед ним. Но даже ABS не решит всех проблем – нажатие педали тормоза и рефлекторный поворот руля неизбежно вызовут вращение автомобиля.

Выжимать тормоз нужно глубокими и короткими движениями ноги. Делается это так – несколько раз сильно жмем-отпускаем педаль до тех пор, пока машина не остановится. Чтобы понизить скорость движения на обледенелой трассе, нажимать на тормоз следует несколькими легкими и плавными движениями, без рывков. В помощь тормозной системе используйте двигатель – быстро измените передачу с повышенной на пониженную. К примеру, при движении на четвертой передаче переключите рычаг на вторую, следом и сразу же на первую передачу.

Управление авто

Прежде всего: чтобы не попасть в аварию, нужно правильно обращаться с рулем автомобиля. Для этого необходимо привыкнуть к определенному положению тела за рулем – сидеть в кресле водителя прямо с упором на спинку, руки вытянуты вперед, запястья лежат по краям рулевого колеса. Находясь в этом положении тела и рук, водителю не составит труда поворачивать руль, управляться с педалями и переключать скорости. Рассмотрим два типа посадки – опытного водителя и новичка: 

  • водитель-профессионал не упирается в колесо руля, он прижимается спиной к креслу, успешно препятствуя силе инерции;
  • неопытный водитель буквально вцепляется в руль, виснет на нем. В результате ему сложно ввести машину в поворот – если руль служит опорой, то его невозможно быстро поворачивать.

Навыки правильной посадки за рулевым колесом и его управление необходимо специально отработать. Для этого сделайте из своего автомобиля нехитрый тренажер: нужно поднять переднюю часть машины с помощью домкратов так, чтобы колеса оторвались от земли. Сядьте за руль и потренируйтесь во вращении руля, проворачивая его до упора от одной в другую сторону. Опытный водитель с «пробегом» более 150000 км провернет руль до упора в каждую из сторон примерно за 15 секунд, профессиональный автогонщик – за 8 секунд. На отработку владения рулем уйдет около 3-х часов – однажды, в аварийной ситуации, этот рефлекс окажется очень вам полезным.

Успешное противодействие заносу

Что делать, если автомобиль попал в заносЗанос – основная проблема водителей при движении по скользкой трассе, важно препятствовать любой возможности заноса и противостоять ему, если он произошел. Прежде всего – управлять автомобилем необходимо плавно, тогда изменения траектории движения не случится. Водитель должен заранее планировать свои действия, уменьшая скорость при малейшем изменении дорожного рельефа и перед поворотами. Чрезмерно интенсивное вращение рулевого колеса, длительное нажатие на педаль газа или тормоза - любое из этих действий может привести к искажению траектории движения автомобиля.

Заносы можно разделить на два типа – занос как таковой и снос. В первом случае вращение вызвано недостаточным расстоянием, пройденным передними колесами, что приводит к выносу задних колес в сторону. Во втором случае причиной сноса служит чрезмерный поворот передних колес по отношению к движущему моменту, колеса продолжают двигаться в направлении движения, игнорируя повороты рулевого колеса. Рассмотрим обе ситуации применительно к автомобилям с передним и задним приводом.

Автомобиль с передним приводом. Если при движении по прямой задняя часть авто уходит в занос налево и возникает угроза разворота машины поперек трассы, необходимо мягко и аккуратно, без резких рывков, повернуть руль влево. Поскольку у автомобилей с передним приводом, ведущими являются передние колеса, газ сбрасывать не нужно – наоборот, следует увеличить подачу топлива. Интенсивно вращающиеся колеса будут тянуть машину в направлении, заданном с помощью руля– как правило, активная работа с рулевым колесом в такой ситуации не понадобится, хватит и нажатия на газ.

Но – повышение скорости при входе в поворот и при его осуществлении часто приводит к пробуксовке ведущих колес. И если сцепление колес с дорожным полотном будет утрачено, то машина станет неуправляемой, кривая, по которой она движется – слишком пологой. В результате автомобиль слетит с дороги, причем попытки увеличить угол поворота рулевого колеса с целью избежать сноса не окажут никакой пользы. Требуется восстановить прочное сцепление колес с трассой и вернуть машине управляемость – плавно сбросьте скорость, постепенно ослабляя нажим на педаль газа, затем, убедившись, что автомобиль вновь находится под управлением водителя, нужно слегка увеличить подачу топлива.

Автомобиль с задним приводом. На скользкой дороге задняя часть машины уходит влево, авто разворачивает поперек дороги. Действия водителя: на тормоз не жать; на треть ослабить нажим на педаль газа и снизить скорость; уверенно, без резких рывков повернуть руль налево. Ослабление тяги на колеса заднего привода и свободное, не зажатое тормозными колодками вращение управляющих колес передней оси восстановит прямолинейное движение автомобиля.

Если выполненный ранее поворот руля влево оказался слишком интенсивным и вызвал занос задней части автомобиля вправо, то предотвратить правый поперечный разворот нужно аккуратным поворотом рулевого колеса направо.

Автомобиль застрял

Что делать, если автомобиль застрял в снегу?Ситуация, когда машина застревает и не движется вперед и/или назад, обычна для зимних дорог. Оказаться в таком положении могут с равным успехом и малолитражки и внешне вездеходные джипы. Хорошо, если удается вытолкать автомобиль на нормальную дорогу с помощью прохожих или другой машины, во всех прочих ситуациях придется либо копать, либо вызывать спецтехнику.

Буксуют ведущие колеса. Выясните, пробуксовывает одно или оба колеса – откапывать следует именно буксующее. Оцените,насколько глубоко колеса «сидят», касаются ли рычаги и привод снежного наста – если касаются или утопают, то их тоже следует отрыть. Освободив колеса, проройте спереди и за ними полуметровые колеи, в которые уложите щебень, песок или ветки (любой доступный материал). Вернувшись за рулевое колесо, пытаемся выехать на твердую дорогу – не газуя, двигая машину враскачку.

Авто увязло днищем. Если машина не едет, только колеса буксуют – проверьте, есть ли просвет между днищем и дорогой. Его отсутствие означает, что машина села крепко и для ее вывода на нормальную дорогу придется поднимать ведущие колеса домкратом, затем готовить колеи и застилать их подходящими материалами. В качестве жесткой опоры для домкрата подойдет диск от запаски. Нужно отрыть площадку под местом установки домкрата, настелить поверх щебенку, ветки или положить коврик из салона автомобиля, поверх установить запаску. Следом поднимаем поочередно каждое колесо и очищаем колею для него до тех пор, пока не обнажится твердая почва.

Безопасное движение по зимней трассе

Помните – быстрая езда по скользкой трассе равносильна игре в русскую рулетку. Придерживайтесь правого или среднего ряда, не разгоняйте автомобиль до большей скорости, чем 60 км/ч – и даже при этой, внешне невысокой скорости, тормозной путь на скользкой трассе увеличится до 100-130 м. Для выбора безопасной скорости нужно учитывать ряд факторов: 

  • ширина проезжей части дороги;
  • присутствие на дороге поворотов, спусков и крутых подъемов;
  • интенсивность дорожного движения;
  • время суток;
  • степень освещенности трассы, дальность обзора;
  • техническое состояние авто;
  • самочувствие водителя.

Обратите внимание – двигаясь на высокой скорости в течение долгого времени, вы привыкаете к ней. И если снизить скорость вдвое, то покажется, будто машина практически не движется. Поэтому держать скорость движения следует не по ощущениям, а по показаниям приборов.

Зимние ландшафты искажают перспективу дороги – следующие за протяженными спусками пологие подъемы выглядят слишком крутыми, а в реальности плавные повороты похожи издалека на резкие изломы.

Особенное внимание уделите встречным разъездам. При сближении с идущим навстречу автомобилем некоторым водителям кажется, что существующей ширины трассы недостаточно – они попытаются совершить маневр путем вращения руля, что может привести к заносу и, как следствие, к аварии.

Ваша оценка материала очень важна для нас. Просим вас оценить статью или оставить отзыв в комментариях ниже.

 

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (2 Votes)

Комментарии

Михаил

Езжу на автомобилях почти 15 лет, а, прочитав статью, узнал много нового. Спасибо большое автору за эту статью. Особенно хочу отметить езду по трассе зимой. В будущем учту и не буду нарушать правила.

Инна

О том,как подготовить автомобиль к движению в зимнее время, я знала, но как противодействовать заносу - вот что мне нужно.И отдельное спасибо вам за то, что описали как правильно тормозить на заснеженной трассе. Статья действительно каждому из водителей полезна.

Антон

Спасибо вам за такую полезную статью, я думаю она пригодится многим, так как зима это сложное время для вождения и нужно все учитывать когда водишь автомобиль.

Анатолий

Как бы странно не звучало но статья полезная. Многие пренебрежительно относятся к вождению зимой,что зря. При снежных условиях вождение совсем другое. Вот по этому аварий и больше.

Ильсияр

Мой опыт конечно совсем мал, 7 лет. Но мне в свое время очень помогла простая лопата, откопала передние колеса, расчистила немного площадку для разворота и смогла уехать с того места, где машина встряла в снег :sad:

Добавить комментарий

Защитный код