4x4Experience.ru — 4х4 магазин в Москве

Продажа внедорожного и туристического снаряжения

Фотография внедорожника LandRover Discovery взбирающегося на верх дюны по песку 

Основным нюансом езды по песку является сохранение инерции внедорожника. Поскольку самым важным фактором является тяга, ускорение может затруднить движение или привести к полной остановке: погашенную инерцию внедорожника заново уже не набрать.

Внутреннее давление в шинах

Во-первых, перед началом движения по песчаным участкам, необходимо снизить давление в шинах. Это делается с целью улучшения сцепления с грунтом, благодаря увеличению площади прилегания протектора резины — тяга значительно возрастает. Кроме того, это снижает нагрузку на двигатель внедорожника и износ протекторов шин. 

Оптимальное давление в шинах зависит от вашего внедорожника, рисунка протектора и типа грунта. Следующий алгоритм действий поможет скорректировать давление в шинах; рекомендуется сделать это перед выездом с асфальта на грунт.

Поставьте полностью загруженный внедорожник на стояночный тормоз на участке дороги с ровным покрытием, положите кирпич (или похожий по высоте предмет) на расстоянии 1 см от боковины заднего колеса. Постепенно спускайте шину до тех пора, пока боковина покрышки не коснется кирпича, после этого замерьте давление в шине с помощью манометра. Эта величина будет для вас точкой отсчета, по ней снизьте давление во всех шинах. Для быстрого снижения давления в шинах можно задействовать специальный дефлятор. С опытом внедорожного вождения Вы сможете настраивать давление в шинах в зависимости от особенностей грунтового участка.

Если вы уже выехали на грунт, не снизив давление в шинах, не волнуйтесь. Хороший практический совет — спустить колеса до 1 атмосферы (~15 PSI).

Однако не стоить забывать, что Вы спускаете шины, поэтому под рукой всегда должен быть манометр и компрессор для подкачки.

Приспущенные шины становятся более уязвимыми: можно сжечь боковину или разбортироваться (сорвать покрышку с диска). Чем ниже давление, тем выше риск. Однако вы получите значительное преимущество в тяге — разница ощутима: или безнадежно увязнуть и буксовать, или с легкостью выехать самостоятельно. «Эффективное» давление в шинах — это выбор между увеличенной тягой и сохранностью резины.

При глубоком увязании давление в шинах, можно понизить до крайней отметки в 0.4 атмосферы (~5 PSI), для большинства моделей резины это минимальное давление, требуемое для того, чтобы покрышка держалась на диске при статичном состоянии внедорожника. Вообще, в любых ситуациях давление в шинах не должно опускаться ниже 0.7 атмосфер (~10 PSI), поскольку 0.4 атмосферы — это риск разбортироваться и сорвать резину с диска или механически повредить боковины покрышки. При пониженном давлении в шинах скоростной режим должен быть строго ограничен. Во избежание повреждения резины, пониженное давление применяется только на песчаном грунте, а при выезде на известняк, каменистую почву и любой другой более твердый участок, шины нужно накачать компрессором вновь. В противном случае, это практически всегда заканчивается повреждением резины или диска.

 

Основные принципы при езде по песку

При езде по песку, старайтесь следовать по колее впередиидущего внедорожника, таким образом, Вы будете двигаться по утрамбованному песку, он гораздо тверже «целины». Не давите растительность, это не только наносит вред окружающей среде, но и приводит к медленной эрозии резины.

Старайтесь ускоряться и тормозить без рывков. При торможении в песке перед колесами образуется песчаный вал, который способен не дать вам снова тронуться. При резком ускорении колеса закапываются в песок, после чего придется трогаться еще более медленно.

Трогаться с места нужно максимально плавно, переключая передачу только при довольно высоких оборотах. Для езды по песку требуется мощный двигатель, чтобы внедорожник «планировал» по нестабильной поверхности. 

Если вы выехали на очень мягкий песок, рекомендуется включить пониженный ряд в раздаточной коробке, т.к. при этом возрастет крутящий момент  двигателя и добавится передаточное число. Передние колеса должны быть выровнены строго прямо перед началом движения — так вы снизите сопротивление при трогании с места.

Для остановки на песке выжмите сцепление и пустите внедорожник накатом до полной остановки. При такой остановке перед колесами не будет образовываться песчаного вала. Если это возможно, останавливайтесь накатом под гору — так будет легче тронуться с места. При остановке не выезжайте на зыбкие участки у основания песчаных дюн или вымоины.

При повороте выбирайте максимальный возможный радиус — при этом меньше риск забуксовать.

В песке ваши передние колеса работают, скорее, как рулевые направляющие, поэтому резкий поворот имеет те же последствия, что и нажатие на педаль тормоза.

Песчаные дюны можно переезжать только строго перпендикулярно вверх или вниз. Если вы попробуете двигаться по траектории даже с малым углом отклонения, вес внедорожника перераспределится на колеса, находящиеся ниже по склону, и он начнет соскальзывать, при этом колеса ниже по склону дюны начнут зарываться в песок, что потенциально грозит опрокидыванием.

Если при спуске с дюны зад внедорожника начинает заносить вбок, лучше всего немного добавить газа и выровнять машину. Ни в коем случае не тормозите: при этом вес перейдет на переднюю ось, и зад уйдет в занос еще сильнее.

Если Вам не удалось дотянуть до верха дюны, сдавайте задом с включенной передачей, НИКОГДА не скатывайтесь назад на нейтральной передаче и не пытайтесь развернуться на 180°.

После езды, к примеру, по пляжу, необходимо тщательно смыть весь песок и соляные следы с внедорожника. Особенно обратите внимания на подкрылки и арки, куда чаще всего забивается песок. Хорошо промойте днище Вашего любимого "коня".

 

Действия при буксовании в песке

Если вы буксуете в песке, не пытайтесь утапливать педаль газа, это только усугубит ваше положение. Включите заднюю передачу и попытайтесь плавно сдать назад по своему следу, поскольку там песок утрамбован. Немного сдав назад, снова плавно подайте внедорожник вперед, не зарывая колеса глубже в песок. Повторяя этот маневр раскачивания, в лучшем случае, у вас получится с каждым разом продвигаться вперед на большее расстояние и, в итоге, миновать зыбкий участок.

Если сдать назад не получается, выйдите из ТС и еще немного спустите шины, примерно с 1.0 до 0.8 атмосферы (~11 PSI). Перед следующей попыткой сдать назад, расчистите песчаный вал, образовавшийся за колесами. Проверьте, не задевает ли внедорожник днищем кузова песок. Если задевает, выгребите песок из-под днища, чтобы можно было сдать назад. Может потребоваться повторить эти действия несколько раз. Отличным шанцевым инструментом в данной ситуациии будет лопата. Ее в такие поездки всегда надо возить с собой.

Если потребуется, продолжайте понижать давление в шинах до 0.7 атмосферы (~10 PSI). Кроме того, не стоит пренебрегать содействием пассажиров — они могут помочь вытолкнуть внедорожник. Как говорилось ранее, шины можно спускать до 0.4 атмосферы (~6 PSI) в крайнем случае, только если никакие другие меры не принесли результата.

Фотография спасательной операции. Вытаскиваем Mitsubishi L200, застрявшую в песке

Если шины спущены до нижней отметки, а выехать все еще не удается, нужно применить рывковый трос, лебедку или домкрат. Самый простой способ — это динамический трос, но для этого нужно другой внедорожник. Если других машин нет рядом, воспользуйтесь лебедкой (если Ваш внедорожник ей оборудован) или домкратом. Для вытаскивания из песка застрявшего внедорожника хорошо подходят надувные домкраты.

Также, если выехать не удается, то спасительным средством могут стать трапики. Специальные сэнд-траки вместе с лопатой творят чудеса в песке.

 

Вождение по песку: резюме

  • понизьте давление в шинах, это увеличит тяговую силу и уменьшит истирание протектора;
  • двигайтесь плавно, переключайте передачу при высоких оборотах;
  • когда трогаетесь с места, убедитесь, что колеса выровнены строго прямо;
  • не выезжайте на топкие участки у основания песчаных дюн или вымоины;
  • поворачивайте по максимально возможному радиусу;
  • дюны ВСЕГДА переезжайте напрямую строго перпендикулярно — только вверх или вниз;
  • следуйте по чужой колее: там песок утрамбован;
  • пуская внедорожник накатом до остановки, не притормаживайте;
  • не давите газ в пол, если забуксовали;
  • при застревании в песке, постарайтесь сдать задом по своим же следам;
  • тщательно помойте внедорожник после поездки по песку.

 

Ваша оценка материала очень важна для нас. Просим вас оценить статью или оставить отзыв в комментариях ниже.

 

4.9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 4.90 (5 Votes)

Комментарии

Екатерина

Автору спасибо большое за предоставленную информацию. Видимо было проделано большое количество экспериментов и опытов насчет вождения по песку. Особенно мне понравились действия при буксовании на песке, впредь буду знать, да и отцу расскажу.

Виктор

Очень хорошая информация. В целом же помимо собственного опыта и навыков еще многое зависит от правильных настроек своего автомобиля. Ну, а если есть опытный наставник который может помощь советом и сразу указать на ошибки - это вообще шикарно.

Добавить комментарий

Защитный код